Система управления охраной труда

Каждый работодатель должен обеспечить персонал безопасными рабочими местами. Система управления охраной труда (СУОТ) – это составная часть общей политики менеджмента предприятия, которая направлена на сокращение потенциальных рисков в процессе работы и выполнения сотрудниками своих обязанностей. Основное назначение СУОТ – постоянный мониторинг соблюдения норм и правил охраны труда. Ее требования затрагивают всех участников производственного процесса, включая как руководящий состав, так и конечных исполнителей конкретных операций.

Основные задачи и функции

Эффективное функционирование СУОТ позволяет поддерживать на требуемом уровне безопасность рабочих мест, снизить травмоопасность, сохранить здоровье сотрудников.

Каждая система менеджмента охраны труда должна составляться на основании нормативной документации и методических рекомендаций Минтруда и Росздравнадзора.

К основным задачам СУОТ специалисты относят:

  • отбор высококвалифицированных кадров с документальным подтверждением уровня квалификации;
  • улучшение производительности труда работников за счет их обучения и внедрения инновационных методов организации работы;
  • регулярное проведение инструктажей;
  • повышение заинтересованности персонала в соблюдении правил охраны труда;
  • создание надлежащих условий для безопасной эксплуатации машин и механизмов, правильной ликвидации оборудования в случае его выхода из строя;
  • минимизация рисков при эксплуатации производственных помещений, зданий и других строений;
  • поддержание необходимого уровня санэпидтребований, установленных действующим законодательством;
  • контроль соблюдения режима работы и отдыха;
  • наличие и достаточность средств защиты (при необходимости).

Как система, а не отдельные разрозненные требования, СУОТ выполняет следующие функции:

  • разработка комплексных мероприятий по охране труда для каждого конкретного подразделения с учетом его специфики работы;
  • организация обучения и проведение инструктажа сотрудников;
  • систематизация инструкций, сводов, стандартов, правил и других нормативов для целей ОТ;
  • статистический анализ, формирование отчетов;
  • анализ рабочих мест, условий и причин возникновения травм, аварийных ситуаций;
  • оценка квалификации персонала, проведение экзаменов по ОТ и ТБ.

Обязательность и ответственность

Ежегодно законодатель на федеральном уровне вносит новые дополнения в сферу охраны труда. Требований становится все больше, а контроль их соблюдения – все жестче. Так, в 2016 году вступил в силу Приказ Минтруда и соцзащиты №438Н от 19 августа, которым закрепляется требование об обязательной разработке Положения о системе управления охраной труда на каждом предприятии. Ранее такой документ составлялся в организациях по желанию. Теперь же его отсутствие повлечет наступление административной ответственности согласно ст. 5.27.1 КоАП.

Наказание предусмотрено довольно строгое – от штрафа в размере до 80 тыс. рублей, до приостановления деятельности предприятия. Также несут персональную ответственность должностные лица компании, ответственные за соблюдение законодательства в сфере охраны труда.

Порядок и этапы разработки

Для того чтобы создать и внедрить на предприятии СУОТ, потребуется доскональное знание действующего законодательства, изучение множества нормативно-правовых документов, понимание специфики и особенностей производственного цикла, функций каждого сотрудника. В связи с этим разработка СУОТ является довольно длительным и трудоемким процессом.

В общем виде можно выделить следующие основные стадии.

1 этап. Анализ существующего положения в компании в отношении охраны труда. На этой стадии определяются виды производственной деятельности компании, идентификация потенциальных рисков, определяется класс опасности, подбор оборудования, зданий, помещений и территорий. Устанавливается необходимость в персонале и уровень его квалификации и пр.

2 этап. Планирование:

  • Определение политики и концепции ОТ. Первоначально должны быть определены и задокументированы главные стратегические направления и гарантии выполнения требований законодательства в данной сфере.
  • Постановка задач. Для достижения планируемых результатов предприятие должно разработать и документально оформить цели и задачи СУОТ, которые рекомендовано выражать в количественном виде.

3 этап. Разработка:

  • Разграничение и определение обязанностей и ответственности. В зависимости от количества наемных сотрудников и опасности производства, руководство компании должно учесть требование законодательства о необходимости создания службы или отдела по охране труда, или должности соответствующего специалиста (инженера).
  • Обучение и подготовка сотрудников. Проведение подготовки и учебы сотрудников осуществляется согласно рекомендациям, изложенным в Постановлении Минтруда №1/29 от 13.01.2003.
  • Создание системы информирования. Каждый сотрудник должен иметь беспрепятственный доступ к информации об условиях, режимах работы и отдыха, требованиях трудовой дисциплины и т.д. Выполнение данного требования достигается за счет размещения в доступном месте приказов и других внутренних документов предприятия.
  • Организация документирования. На работодателя возлагается обязанность по обеспечению документооборота, а также сохранности такой документации, как результаты специальной оценки рабочих мест, протоколы заседаний комиссий, акты ввода в действие оборудования, должностные инструкции, экспертные заключения, акты медицинского освидетельствования, наряды и допуски для осуществления особо опасных работ и пр.
  • Определение мероприятий по минимизации травматизма и профзаболеваний. В зависимости от специфики деятельности и особенностей производства, перечень таких мероприятий может существенно отличаться. Но в общем снизить уровень этих нежелательных показателей позволяет проведение таких мер, как своевременная оценка безопасности рабочих мест, максимально возможное уменьшение опасных и вредных производственных факторов, маркирование опасных участков знаками безопасности, контроль доступа сотрудников к рабочему процессу исходя из их состояния здоровья и т.д. Корректирующие мероприятия проводятся в тех случаях, когда в ходе проведения контрольно-аудиторских проверок обнаруживаются какие-либо несоответствия.

4 этап. Проверка и контроль. Для правильной оценки соответствия рассматриваемой системы первоначально заявленным целям и показателям проводится три вида контроля: текущий, реагирующий и аудиторский. Первый включает элементы, обеспечивающие профилактику в области ОТ и состоит из постоянного мониторинга состояния здоровья работников, безопасности цехов и других производственных помещений, технического состояния оборудования, машин, устройств и механизмов, контроля достижения поставленных целей и пр.

Второй тип контроля применяют при возникновении несчастных случаев, травм, аварий и прочих инцидентов.

Аудит проводят для оценки достижения целей, рассмотрения и анализа результатов прошлых проверок, определения соответствия деятельности и результатов запланированным показателям.

5 этап. Оценка эффективности функционирования. Проводится для выявления возможностей и перспектив улучшения СУОТ, повышения ее эффективности. Входными данными выступают результаты аудита, проведенных расследований аварий и несчастных случаев, внешние сообщения и жалобы, изменяющиеся обстоятельства, характеристики выполнения поставленных целей и пр. Руководство должно хранить результаты таких оценок и принимать их во внимание при разработке корректирующих мероприятий.

Особенности сертификации

В добровольном порядке каждое предприятие может пройти проверку соответствия внедренной системы менеджмента в области охраны труда требованиям действующего законодательства. Международная группа представителей государств и частных компаний разработала соответствующий для этих целей стандарт OHSAS 18001, который включает в себя требования к системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, а также руководство по внедрению системы. Этот документ полностью совместим по структуре со стандартами семейства ISO, поэтому предприятия часто проходят комплексную сертификацию по OHSAS и ISO.

Аналогом этого международного документа в РФ выступает государственный стандарт ГОСТ Р 54934-2012. Также принят и действует ГОСТ 12.0.230-2007.

Исходя из этого, сертификация может проводиться в отношении как удовлетворения международным требованиям, так и на соответствие национальному законодательству.

Если компания ведет деятельность на внутреннем рынке, то для нее, скорее всего, нет необходимости в получении сертификата международного образца. Если же вы планируете осуществлять экспортно-импортные операции, то рациональнее будет заказать оформление международного документа.

Наличие такого добровольного сертификата предоставляет компаниям-заявителям множество преимуществ, значительно увеличивает уровень доверия к компании в целом и к продукции в частности, способствует более легкому и беспрепятственному выходу на новые рынки, в том числе международные, помогает эффективнее организовать внутреннюю работу, сократить накладные расходы.

Для проведения сертификации, заявителю необходимо обратиться в специальный центр, имеющий необходимую аккредитацию или международную нотификацию, и представить пакет документов, характеризующий систему управления охраной труда и документы, подтверждающие законность ведения деятельности как таковой.

Срок действия добровольного сертификата, выданного на СУОТ, составляет 3 года, в течение которых предусмотрен инспекционный контроль на втором и третьем году действия сертификата.

Центр сертификации «Гортест Урал» предоставляет услуги по сертификации систем управления охраной здоровья, а также оказывает консалтинговую поддержку по вопросам разработки и их внедрения на предприятиях.

По всем вопросам обращайтесь к специалистам Центра сертификации «Гортест Урал».